- Инновации в школе начинаются с этапа определения потребности в новшестве определённой целевой группы.
- Направленность образовательной организации на удовлетворение запросов потребителей должна быть сопоставима с имеющимися ресурсами и предоставляющимися возможностями, диктуемой внешней и внутренней средой. Это позволит избежать искусственности в постановке целей, их оторванности от понимания реального положения ОУ. Анализ внешней и внутренней среды составляет информационную платформу системы стратегического управления инновационным процессом, на которой в дальнейшем выстраивается стратегия реализации новшества. Этот этап в системе стратегического управления называется «стратегический анализ» Это процесс сбора и обработки данных о внутренней и внешней среде, превращение данных в знание, способствующие лучшему пониманию ситуации. Цель стратегического анализа- выявить угрозы и возможности внешней среды, значимые в процессе внедрения новшества, а также сильные и слабые стороны ОУ. Такой анализ называется SWOT- анализом. В результате анализа выявляются основные противоречия ( что есть и что вступает в противоречие с необходимостью тех или иных изменений в деятельности школы), формулируется ключевая проблема, цель и выстраивается модель изменений на основе анализа и выявленных противоречий.
- Например, для создания модели современной информационной среды МОУ СОШ п. Тарбагатай сделан SWOT-анализ
Развитие организационных условий
информационной образовательной среды
Внутренняя среда организации
|
||
Сильные
стороны
|
Слабые
стороны
|
|
*Наличие
служб: научно- методической, информационной, социально- психологической.
*Выделение
специалистов: зам. директора по НМР, по информационной службе, по начальной
школе, системного администратора, техника по обслуживанию компьютеров.
* Наличие
надпредметных творческих групп.
* Наличие
новых форм педагогического взаимодействия.
*
Организация рабочих мест учителя
*Создание
локальной связи в школе
* Сетевое
взаимодействии педагогов
*Использование
различных веб- ресурсов
*Наличие
электронного документооборота.
*Организация
системы дистанционного обучения.
*Деятельность
медиацентра
|
*
Отсутствие системы использования интернета на уроках.
*
Отсутствие системы организационного обучения по формированию ИКТ- компетентности педагогов.
*
Отсутствие блогов руководителей и учителей.
* Не все
педагоги школы участники социальных сетей.
*
Отсутствие системы сетевого взаимодействия с другими образовательными
учреждениями.
*Недостаточная
м-т база.
* «Старение» компьютеров.
|
|
Внешняя среда организации
|
||
Возможности
|
Ограничения
и риски
|
|
*Интернет *Различные
ЭОР
*Научные
центры
*Система
дистанционного обучения
* Системы
конкурсов.
|
* Неумение
критически относиться к объёму информации.
*
Удалённость от научных центров;
*
Недостаток средств для создания современной информационной среды.
|
|
Развитие интеллектуальных и творческих
способностей всех участников образовательного процесса
Внутренняя среда организации
|
||
Сильные
стороны
|
Слабые
стороны
|
|
*Профильность
( естественно – научный, социально – гуманитарный, универсальный)
*Высокий
уровень образовательных услуг
*
разнообразие части учебного плана, реализуемого в школе;
*использование
технологий инновационных технологий
*
профильная и предметно – уровневая дифференциация
* работа с
« портфолио» и введение
накопительной
оценки учащихся;
* работа с
индивидуальными образовательными программами;
*
действующая система с одарёнными детьми ( Программа работы с одарёнными
детьми)
*
олимпиады, творческие конкурсы, научно – практические конференции
школьников;* интеллектуальные игры;
*
возможность деления классов на группы
при преподавании профильных предметов;
*
валеологическая и социально – психологическая поддержка учащихся;
* высокая
квалификация педагогов;
*
укомплектованность библиотеки периодическими изданиями методического,
научного, популяризаторского характера;
* полевая практика, исследовательская работа;
* летние профильные школы; * спецкурсы: Наличие Интернета Наличие кружков;
Команда
КВН « Иксмиссия» Творческие конкурсы;
Работа
творческих лабораторий по МХК, литературе, русскому языку;
Предметные
декады, в рамках которых творчество проявляют и дети, и педагоги; Утренники,
вечера для учеников и учителей;
Эстетическое
оформление школы; Большое количество творческих учителей. Конкурс « Ученик
года»;
Конкурс»
Твой лучший учитель, школа!», « Самый классный классный»
Фестиваль
« Золотой кадр»
Работа
медиацентра «Сияющая радуга» Сайт школы.
|
Отсутствие
отдельной системы работы со средними,
слабыми учащимися по развитию их интеллектуальных способностей;
Снижение
мотивации учения за счёт
приоритета оценки над знаниями;
Перегрузка
учеников и учителей;
Недостаточность
информационной поддержки исследовательской, опытно – экспериментальной
работы;
Массовый
набор детей снижает эффективность
усилий в формировании интеллектуальной элиты;
Неготовность
детей и родителей выдерживать высокий уровень образовательных услуг;
Отсутствие
подчас реальной свободы у детей, дополнительных знаний по предметами, как
следствие ориентация в выборе на учителя, а не на интерес к предмету;
Насыщенность
учебно – воспитательного процесса оставляет мало возможностей для творчества;
Недостаток
творческой инициативы со стороны педагогов и учащихся;
Недостаточная
материально – техническая база;
Слабая
скорость интернета
|
|
Внешняя среда организации
|
||
Возможности
|
Ограничения
и риски
|
|
Система
олимпиад, научно – практических конференций;
Интеллектуальные
конкурсы разного уровня;
Экологический
районный слёт
Развитая
структура дополнительного образования;
Возможность
повышения квалификации учителей при ЗабКиПКРО;. Сетевое профильное
обучение
Связь с
вузами ( ТУСУРом и НГУ)
|
Удалённость
от научных центров;
Социальный
заказ региона ограничивает реализацию интеллектуальных способностей;
Несовпадение социального заказа государства и
родителей
Низкий
подчас культурный уровень социума;
Низкий социальный статус учителя
|
|
Развитие ИКТ- компетенции всех участников образовательного процесса
Внутренняя среда организации
|
||
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
|
Дистанционное
обучение
Интеграция
ИКТ и сетевых технологий в урочную и внеурочную деятельность по всем направлениям Использование ЭОР. Использование интернета
на уроках.
Разработка
собственных ЭОР Организация МРЦ на
базе школы.
Создание
электронного портфолио учителя Электронный журнал Включение в проект «Цифровая школа» Деятельность
по созданию дистанционных курсов в оболочке moodl. Деятельность медиацентра школы «Сияющая
радуга» Создание фильмов,
видеороликов. Передача «Диалог» на
сайте школы. Электронный документооборот
Наличие локальной связи.
|
Слабая
скорость интернета.
Недостаточная
материально- техническая база школы.
Отсутствие
системы организационного обучения по формированию ИКТ- компетентности педагогов.
|
|
Внешняя среда организации
|
||
Возможности
|
Ограничения
|
|
Интернет
–ресурсы.
Социальные
сети педагогического взаимодействия.
Дистанционное
обучение.
|
Неумение
критически относиться к объёму информации.
Удалённость от научных центров;
Недостаток средств для создания современной
информационной среде.
|
|
Возможности для организации самоуправления и формирования гражданской
позиции
Внутренняя среда организации
|
|||
Сильные
стороны
|
Слабые стороны
|
||
Детское
самоуправление
( организация « Багульник», «Солнечный город») Деятельность различных
служб. Организация творческих надпредметных групп и новых форм
педагогического взаимодействия.
Школьная
программа воспитания « Быть гражданином с детства»
Тематические
часы общения, конкурсы, викторины;
Исследовательская
работа по истории посёлка через деятельность творческих лабораторий по
истории, обществознанию;Наличие школьного музея;Социальное проектирование Кинофестиваль «Золотой кадр» Деятельность пресс-центра Передача «Диалог»
|
Низкая
эффективность детского самоуправления, инициатива идёт от взрослых , а не от
детей;
Низкий
культурный уровень учеников, родителей;
|
||
Внешняя среда организации
|
|||
Возможности
|
Ограничения
и риски
|
||
Сетевое
взаимодействие
|
Негативное
влияние социума Неумение ориентироваться в огромном объёме информации. Неумение
критически относиться к информации.
|
||
Возможности информационной открытости ОУ
|
|||
Внутренняя среда организации
|
|||
Сильные
стороны
|
Слабые
стороны
|
||
Школа МРЦ
дистанционного обучения Школа –
стажировочная площадка
Деятельность информационной службы Деятельность медиацентра «Сияющая радуга» Создание электронного паспорта школы Деятельность сайта
Публичные
отчёты Сетевое взаимодействие с другими
образовательными учреждениями Система
франчайзинга.
|
Слабая
скорость интернета.
Недостаточная
материально- техническая база школы.
|
||
Внешняя среда организации
|
|||
Возможности
|
Ограничения
и риски
|
||
Возможности
интернет ресурсов.
|
|||
На
основе анализа выявлены основные проблемы и противоречия.
Проблема
|
Что есть
|
В чём
созрела необходимость для решения
проблемы
|
Возникшее противоречие
|
Хорошо ли мы знаем опыт других
школ, хорошо ли мы владеем технологиями, способствующими организовать диалог
и работать в едином образовательном пространстве.
|
У
школы есть интересное, уникальное
содержание, о котором она хотела
бы рассказать другим
школам. Но не только
рассказать, но и предъявить его таким
образом, чтобы другие школы
хотели и могли его
не только услышать и
отнестись к нему
в некоем диалогическом взаимодействии, но и работать
в едином образовательном пространстве.
|
В
информационной открытости: в сетевом диалоге школ, дистанционных формах
обучения, общих сетевых проектах.
|
противоречие между потребностью в
сетевом взаимодействии и
сетевом диалоге и традиционными формами педагогического общения.
.
|
Всегда ли только собственные
ресурсы школы позволяют организовать доступное и качественное образование?
|
В школе
реализуется профильная дифференциация, предпрофильная подготовка
учащихся, организуются
индивидуальные образовательные
маршруты, но не всегда имеющиеся
собственные ресурсы школы
и информационная закрытость позволяют организовать их на высоком
уровне
|
В
информационной открытости, в создании единого информационного пространства с
учреждениями, способными предоставить необходимые ресурсы.
|
противоречие между потребностью в
организации доступного,
качественного образования и отсутствием информационной открытости
и единого образовательного пространства с
учреждениями, способными предоставить
необходимые ресурсы.
|
Хорошо ли мы владеем ИКТ-
технологиями и что мешает профессиональному развитию на основе ИКТ?
|
учителя школы осваивают ИКТ, испытывают потребность в
создании создают собственных электронных ресурсы, использовании различных
программ и сервисов, но отсутствие
единой информационной образовательной среды школы не позволяет организовать
на высоком уровне систему профессионального развития педагогов школы на
основе ИКТ.
|
В создании единой
образовательной среды, способствующей профессиональному развитию педагога.
|
между потребностью педагогов
школы в развитии ИКТ- компетентности и
отсутствием единой системы управления
качеством образования, основанной на ИКТ, обеспечивающей доступ к
образовательным услугам и сервисам.
|
На основе чего выстраивается модель ИОС
Комментариев нет:
Отправить комментарий