пятница, 16 сентября 2016 г.

Где искать идеи для инноваций ?

  1. Инновации в школе начинаются с этапа определения потребности в новшестве определённой целевой группы.
  2. Направленность образовательной организации на удовлетворение запросов потребителей должна быть сопоставима с имеющимися ресурсами и предоставляющимися возможностями, диктуемой внешней и внутренней средой. Это позволит избежать искусственности в постановке целей, их оторванности от понимания реального положения ОУ. Анализ внешней и внутренней среды составляет информационную платформу системы стратегического управления инновационным процессом, на которой в дальнейшем выстраивается стратегия реализации новшества. Этот этап в системе стратегического управления называется «стратегический анализ» Это  процесс сбора и обработки данных о внутренней и внешней среде, превращение данных в знание, способствующие лучшему пониманию ситуации. Цель стратегического анализа- выявить угрозы и возможности внешней среды, значимые в процессе внедрения новшества, а также сильные и слабые стороны ОУ. Такой анализ называется SWOT- анализом.  В результате анализа выявляются основные противоречия ( что есть и что вступает в противоречие с необходимостью  тех или иных изменений в деятельности школы), формулируется ключевая проблема, цель и выстраивается модель изменений на основе анализа и выявленных противоречий.
  3. Например, для создания модели современной информационной среды  МОУ СОШ п. Тарбагатай сделан SWOT-анализ

Развитие организационных условий информационной образовательной среды
Внутренняя среда организации
Сильные стороны
Слабые стороны
*Наличие служб: научно- методической, информационной, социально- психологической.
*Выделение специалистов: зам. директора по НМР, по информационной службе, по начальной школе, системного администратора, техника по обслуживанию компьютеров.
* Наличие надпредметных творческих групп.
* Наличие новых форм педагогического взаимодействия.
* Организация рабочих мест учителя
*Создание локальной связи в школе
* Сетевое взаимодействии  педагогов
*Использование различных веб- ресурсов
*Наличие электронного документооборота.
*Организация системы дистанционного обучения.
*Деятельность медиацентра
* Отсутствие системы использования интернета на уроках.
* Отсутствие системы организационного обучения по формированию ИКТ-  компетентности педагогов.
* Отсутствие блогов руководителей и учителей.
* Не все педагоги школы участники социальных сетей.
* Отсутствие системы сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
*Недостаточная м-т база.
 * «Старение» компьютеров.
Внешняя среда организации
Возможности
Ограничения и риски
*Интернет *Различные ЭОР
*Научные центры
*Система дистанционного обучения
* Системы конкурсов.
* Неумение критически относиться к объёму информации.
* Удалённость от научных центров;
* Недостаток средств для создания современной информационной среды.
Развитие  интеллектуальных и творческих способностей всех участников образовательного процесса
Внутренняя среда организации
Сильные стороны
Слабые стороны
*Профильность ( естественно – научный, социально – гуманитарный, универсальный)
*Высокий уровень образовательных услуг
* разнообразие части учебного плана, реализуемого в школе;
*использование технологий инновационных технологий
* профильная  и  предметно – уровневая  дифференциация
* работа с « портфолио» и введение
накопительной оценки учащихся;
* работа с индивидуальными образовательными программами;
* действующая система с одарёнными детьми ( Программа работы с одарёнными детьми)
* олимпиады, творческие конкурсы, научно – практические конференции школьников;* интеллектуальные игры;
* возможность деления классов на группы  при преподавании профильных предметов;
* валеологическая и социально – психологическая поддержка учащихся;
* высокая квалификация педагогов;
* укомплектованность библиотеки периодическими изданиями методического, научного, популяризаторского характера;
*  полевая практика, исследовательская работа; * летние профильные школы; * спецкурсы: Наличие Интернета Наличие кружков;
Команда КВН « Иксмиссия» Творческие конкурсы;
Работа творческих лабораторий по МХК, литературе, русскому языку;
Предметные декады, в рамках которых творчество проявляют и дети, и педагоги; Утренники, вечера для учеников и учителей;
Эстетическое оформление школы; Большое количество творческих учителей. Конкурс « Ученик года»;
Конкурс» Твой лучший учитель, школа!», « Самый классный классный»
Фестиваль « Золотой  кадр»
Работа медиацентра «Сияющая радуга» Сайт школы.
Отсутствие отдельной системы  работы со средними, слабыми учащимися по развитию их интеллектуальных способностей;
Снижение мотивации учения за счёт  приоритета  оценки над знаниями;
Перегрузка учеников и учителей;
Недостаточность информационной поддержки исследовательской, опытно – экспериментальной работы;
Массовый набор  детей снижает эффективность усилий в формировании интеллектуальной элиты;
Неготовность детей и родителей выдерживать высокий уровень образовательных услуг;
Отсутствие подчас реальной свободы у детей, дополнительных знаний по предметами, как следствие  ориентация в выборе  на учителя, а не на интерес к предмету;
Насыщенность учебно – воспитательного процесса оставляет мало возможностей для творчества;
Недостаток творческой инициативы со стороны педагогов и учащихся;
Недостаточная материально – техническая база;
Слабая скорость интернета    
Внешняя  среда организации
Возможности
Ограничения и риски
Система олимпиад, научно – практических конференций;
Интеллектуальные конкурсы разного уровня;
Экологический районный слёт
Развитая структура дополнительного образования;
Возможность повышения квалификации учителей при ЗабКиПКРО;. Сетевое  профильное  обучение
Связь  с  вузами ( ТУСУРом и НГУ)
Удалённость от научных центров;
Социальный заказ региона ограничивает реализацию интеллектуальных способностей;
Несовпадение социального заказа государства и родителей
Низкий подчас культурный уровень социума;
Низкий социальный статус учителя

Развитие ИКТ- компетенции всех участников образовательного процесса
Внутренняя среда организации
Сильные стороны
Слабые стороны
Дистанционное обучение
Интеграция ИКТ и сетевых технологий в урочную и внеурочную деятельность по всем  направлениям  Использование ЭОР. Использование интернета на уроках.
Разработка собственных ЭОР   Организация МРЦ на базе школы.
Создание электронного портфолио учителя Электронный журнал   Включение в проект «Цифровая школа» Деятельность по созданию дистанционных курсов в оболочке moodl.  Деятельность медиацентра школы «Сияющая радуга»  Создание фильмов, видеороликов.  Передача «Диалог» на сайте школы. Электронный документооборот  Наличие локальной связи.
Слабая скорость интернета.
Недостаточная материально- техническая база школы.
Отсутствие системы организационного обучения по формированию ИКТ-  компетентности педагогов.

Внешняя  среда организации
Возможности
Ограничения
Интернет –ресурсы.
Социальные сети педагогического взаимодействия.
Дистанционное обучение.

Неумение критически относиться к объёму информации.  Удалённость от научных центров;
 Недостаток средств для создания современной информационной среде.


Возможности для организации самоуправления и формирования гражданской позиции
Внутренняя среда организации
Сильные стороны
Слабые стороны
Детское самоуправление                           ( организация « Багульник», «Солнечный город») Деятельность различных служб. Организация творческих надпредметных групп и новых форм педагогического взаимодействия.
Школьная программа воспитания « Быть гражданином с детства»
Тематические часы общения, конкурсы, викторины;
Исследовательская работа по истории посёлка через деятельность творческих лабораторий по истории, обществознанию;Наличие школьного музея;Социальное  проектирование Кинофестиваль «Золотой кадр»  Деятельность пресс-центра Передача «Диалог»
Низкая эффективность детского самоуправления, инициатива идёт от взрослых , а не от детей;
Низкий культурный уровень учеников, родителей;

Внешняя среда организации
Возможности
Ограничения и риски
Сетевое взаимодействие
Негативное влияние социума Неумение ориентироваться в огромном объёме информации. Неумение критически относиться к информации.
Возможности информационной открытости ОУ
Внутренняя среда организации
Сильные стороны
Слабые стороны
Школа МРЦ дистанционного обучения   Школа – стажировочная площадка
 Деятельность информационной службы  Деятельность  медиацентра «Сияющая радуга»   Создание электронного паспорта школы  Деятельность сайта
Публичные отчёты  Сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями   Система франчайзинга.
Слабая скорость интернета.
Недостаточная материально- техническая база школы.
Внешняя среда организации
Возможности
Ограничения и риски
Возможности интернет ресурсов.



На основе анализа выявлены основные проблемы и противоречия.
Проблема
Что  есть
В  чём  созрела необходимость  для  решения  проблемы
Возникшее  противоречие
Хорошо ли мы знаем опыт других школ, хорошо ли мы владеем технологиями, способствующими организовать диалог и работать в едином образовательном пространстве.




У школы есть интересное, уникальное   содержание, о  котором  она хотела  бы  рассказать  другим  школам.  Но  не только  рассказать, но  и  предъявить его  таким  образом, чтобы  другие  школы   хотели  и  могли его  не  только услышать  и  отнестись  к  нему  в  некоем  диалогическом  взаимодействии, но и  работать  в  едином  образовательном пространстве.
В информационной открытости: в сетевом диалоге школ, дистанционных формах обучения, общих сетевых проектах.
противоречие   между потребностью  в  сетевом взаимодействии и  сетевом  диалоге и  традиционными  формами педагогического  общения.


.

Всегда ли только собственные ресурсы школы позволяют организовать доступное и качественное образование?
В  школе  реализуется  профильная  дифференциация, предпрофильная  подготовка  учащихся, организуются  индивидуальные образовательные  маршруты, но  не всегда  имеющиеся  собственные ресурсы  школы и  информационная  закрытость позволяют  организовать их на  высоком  уровне
В информационной открытости, в создании единого информационного пространства с учреждениями, способными предоставить необходимые ресурсы.
противоречие  между потребностью  в  организации  доступного, качественного   образования и отсутствием   информационной  открытости  и   единого  образовательного пространства   с  учреждениями, способными предоставить  необходимые  ресурсы.

Хорошо ли мы владеем ИКТ- технологиями и что мешает профессиональному развитию на основе ИКТ?
учителя школы  осваивают ИКТ, испытывают потребность в создании создают собственных электронных ресурсы, использовании различных программ и сервисов,  но отсутствие единой информационной образовательной среды школы не позволяет организовать на высоком уровне систему профессионального развития педагогов школы на основе ИКТ.
В создании единой образовательной среды, способствующей профессиональному развитию педагога.
между потребностью педагогов школы в  развитии ИКТ- компетентности  и отсутствием единой   системы управления качеством образования, основанной на ИКТ, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам.


 На основе чего выстраивается модель ИОС



Комментариев нет:

Отправить комментарий